Учет по обращению с отходами, журналы отходов

Что такое учет в области обращения с отходами

Учет в области обращения с отходами – это учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц и размещенных отходов.

Учет ведется путем заполнения специальных форм (журналов учета образования и движения отходов).

Формы содержат:

  • Сведения о количестве отходов каждого вида, образовавшихся на предприятии;
  • Сведения о количестве отходов каждого вида, полученных от сторонних организаций и данные об этих организациях;
  • Сведения о количестве отходов каждого вида, утилизированных и обезвреженных собственными силами предприятия;
  • Сведения о количестве отходов каждого вида, переданных сторонним специализированным организациям для утилизации, обезвреживания, размещения и данные об этих организациях;
  • Сведения о количестве отходов каждого вида, размещенных на собственных объектах размещения отходов.
Кому необходимо вести учет в области обращения с отходами

Учет в области обращения с отходами должны вести все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами – сбор, накопление, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание или размещение отходов.

Деятельностью по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов занимаются специализированные, в том числе лицензированные, организации.

Накопление отходов осуществляют все юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Накопление отходов – это складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания или размещения (в т.ч. передачи для этих целей специализированным организациям).

Таким образом, все предприятия и организации осуществляют накопление отходов на своей территории на контейнерных площадках и в других специально отведенных местах.

Соответственно учет в области обращения с отходами должны вести юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Перечень исходных данных, необходимых для ведения учета и заполнения форм

Для ведения учета в области обращения с отходами заказчик должен предоставить следующие исходные данные:

  • Полные реквизиты организации;
  • Копии всех актов либо универсальных передаточных документов на вывоз (передачу специализированным организациям) отходов за каждый квартал; копии договоров на передачу отходов; копии лицензий данных организаций;
  • Копии всех актов, накладных или универсальных передаточных документов на прием отходов от сторонних организаций за каждый квартал (если такой прием осуществлялся); копии договоров на прием отходов;
  • Копии документов, подтверждающих фактический объем утилизированных или обезвреженных отходов собственными силами предприятия за каждый квартал (если такие виды работ осуществлялись);
  • Копии документов, подтверждающих фактический объем размещенных отходов на собственных объектах за каждый квартал (если такое размещение осуществлялось).
Когда необходимо заполнять формы (журналы) учета

Формы заполняются по итогам очередного квартала и очередного календарного года в срок не позднее 25 января.

Нормативные документы, обоснование необходимости ведения учета

Основные нормативные документы, регламентирующие ведение учета в области обращения с отходами:

  • Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статья 19;
  • Приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ, статья 19: «Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов».

Согласование форм (журналов) учета

Формы учета в области обращения с отходами не подлежат согласованию с надзорными органами.

Заполненные формы хранятся на предприятии в электронном или письменном виде в течение пяти лет.

Срок разработки форм (журналов) учета

Срок разработки форм (журналов) учета в области обращения с отходами – 3 рабочих дня.

Стоимость разработки форм (журналов) учета

Стоимость разработки форм (журналов) учета в области обращения с отходами – от 10 000 рублей.

Заказать услугу

Ответственность за неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами

Штраф за неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами составляет:

  • для должностных лиц – от 20 тыс. до 40 тыс. рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 40 до 60 тыс. рублей;
  • для юридических лиц – от 200 тыс. до 350 тыс. рублей.

Основание: «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ, статья 8.2, п. 10