Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду

Что такое плата за негативное воздействие на окружающую среду, декларация о плате за НВОС

Плата за негативное воздействие на окружающую среду – это платеж, который взимается с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за следующие виды негативного воздействия:

  • Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • Размещение (хранение и захоронение) отходов производства и потребления на специализированных объектах (полигонах и т.п.).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду зачисляется в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду рассчитывается исходя из фактической массы выброшенных предприятием загрязняющих веществ в атмосферу, массы сброшенных загрязняющих веществ в водные объекты и массы размещенных отходов за отчетный период.

Отчетным периодом для расчета платы является один календарный год.

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В настоящее время установлены ставки платы (в рублях):

  • За 1 тонну выбрасываемых загрязняющих веществ в атмосферу (по каждому наименованию загрязняющих веществ);
  • За 1 тонну сбрасываемых загрязняющих веществ в водные объекты (по каждому наименованию загрязняющих веществ);
  • За 1 тонну размещаемых отходов производства и потребления (единая ставка по каждому классу опасности отходов).

При расчете суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам платы применяются следующие коэффициенты:

  • 0 – за объем или массу выбросов или сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения на объекте наилучших доступных технологий;
  • 0 – за объем или массу отходов, подлежащих накоплению и фактически утилизированных в собственном производстве или переданных для утилизации;
  • 1 – за объем или массу выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов и сбросов;
  • 1 – за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов производства и потребления, представляемой в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
  • 25 – за объем или массу выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов;
  • 25 – за объем или массу выбросов и сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов III категории нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов;
  • 25 – за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение, либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов производства и потребления, представляемой в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
  • 100 – за объем или массу выбросов и сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.

Для объектов I категории нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов и лимиты на размещение отходов устанавливаются комплексным экологическим разрешением.

Для объектов II категории нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов и лимиты на размещение отходов устанавливаются на основании декларации о воздействии на окружающую среду.

Для объектов III категории:

  • Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов устанавливаются для загрязняющих веществ 1 и 2 классов опасности - на основании проектов нормативов допустимых выбросов, сбросов, для загрязняющих веществ 3 и 4 классов опасности - на основании отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
  • Лимиты на размещение отходов устанавливаются на основании отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду содержит:

  • Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами;
  • Расчет суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления.
Кому необходимо разрабатывать декларацию и вносить плату

Разрабатывать декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду и вносить плату обязаны все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории.

Вносить плату за размещение всех видов отходов, кроме твердых коммунальных отходов (ТКО), должны юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых эти отходы образовались.

Вносить плату за размещение твердых коммунальных отходов должны региональные операторы по обращению с ТКО или операторы по обращению с ТКО, осуществляющие их размещение.

Перечень исходных данных, необходимых для разработки декларации

Для разработки декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду заказчик должен предоставить следующие исходные данные:

  • Полные реквизиты организации;
  • Копия свидетельства о постановке на учет в качестве объекта ОНВ;
  • Копия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух и нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ по конкретным источникам и веществам (при наличии);
  • Копия разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду и нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в водный объект (при наличии);
  • Копия документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (при наличии);
  • Копия комплексного экологического разрешения (для объектов I категории);
  • Копия декларации о воздействии на окружающую среду (для объектов II категории);
  • Копия отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за прошедший календарный год;
  • Копии всех актов либо универсальных передаточных документов на вывоз (передачу специализированным организациям) отходов за прошедший календарный год.
Когда необходимо сдавать декларацию и вносить плату

Предприятия, относящиеся к категории крупного бизнеса, вносят квартальные авансовые платежи не позднее 20 апреля, 20 июля и 20 октября текущего отчетного года. Итоговый четвертый платеж вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

Предприятия, относящиеся к категории малого и среднего бизнеса, авансовые платежи не вносят, а производят оплату 1 раз не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду представляется ежегодно не позднее 10 марта года, следующего за отчетным.

Представление декларации о плате вместе с внесением авансовых платежей (ежеквартально) не требуется.

Нормативные документы, обоснование необходимости разработки декларации и внесения платы

Основные нормативные документы, регламентирующие разработку декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и внесение платы:

  • Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 16 - 16.5;
  • Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статья 23;
  • Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 № 881 «Об утверждении Правил исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду»;
  • Приказ Минприроды России от 10.12.2020 № 1043 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы».

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ, статья 16, п. 1: «Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории».

Куда сдавать декларацию и вносить плату

Представление декларации и внесение платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ осуществляется:

  • для предприятий, расположенных на территории г. Москвы – в Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы или Межрегиональное управление Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области;
  • для предприятий, расположенных на территории Московской области – в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям.

Представление декларации и внесение платы за размещение отходов производства и потребления осуществляется:

  • для предприятий, расположенных на территории г. Москвы – в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям;
  • для предприятий, расположенных на территории Московской области – в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям.

По ряду предприятий, осуществляющих деятельность по обращению с отходами (транспортировку, размещение и пр.), полномочия в области охраны окружающей среды переданы Министерству экологии и природопользования Московской области. Данные предприятия представляют декларацию и вносят плату в Министерство.

Срок разработки декларации о плате

Срок разработки декларации о плате – 5 рабочих дней.

Стоимость разработки декларации о плате

Стоимость разработки декларации о плате – от 10 000 рублей.

Заказать услугу

Ответственность за невнесение платы и непредставление декларации о плате

Штраф за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду составляет:

  • для должностных лиц – от 3 тыс. до 6 тыс. рублей;
  • для юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. рублей.

Основание: «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ, статья 8.41

Помимо этого несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания срока внесения платы.

Основание: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статья 16.4

Штраф за непредставление или несвоевременное представление декларации о плате за НВОС составляет:

  • для должностных лиц – от 10 тыс. до 30 тыс. рублей;
  • для юридических лиц – от 50 тыс. до 200 тыс. рублей.

Основание: «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ, статья 8.5.