Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду

Что такое плата за негативное воздействие на окружающую среду, декларация о плате за НВОС

Плата за негативное воздействие на окружающую среду – это платеж, который взимается с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за следующие виды негативного воздействия:

  • Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • Размещение (хранение и захоронение) отходов производства и потребления на специализированных объектах (полигонах и т.п.).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду зачисляется в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду рассчитывается исходя из фактической массы выброшенных предприятием загрязняющих веществ в атмосферу, массы сброшенных загрязняющих веществ в водные объекты и массы размещенных отходов за отчетный период.

Отчетным периодом для расчета платы является один календарный год.

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В настоящее время установлены ставки платы (в рублях):

  • За 1 тонну выбрасываемых загрязняющих веществ в атмосферу (по каждому наименованию загрязняющих веществ);
  • За 1 тонну сбрасываемых загрязняющих веществ в водные объекты (по каждому наименованию загрязняющих веществ);
  • За 1 тонну размещаемых отходов производства и потребления (единая ставка по каждому классу опасности отходов).

При расчете суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам платы с 01.01.2020 будут применяться следующие коэффициенты:

  • 0 – за массу выбросов или сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения на объекте наилучших доступных технологий;
  • 1 – за массу выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов и сбросов; за массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение;
  • 25 – за массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение;
  • 100 – за массу выбросов и сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные нормативы.

Для объектов I категории нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов и лимиты на размещение отходов устанавливаются комплексным экологическим разрешением.

Для объектов II категории нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов и лимиты на размещение отходов устанавливаются на основании декларации о воздействии на окружающую среду.

Для объектов III категории:

  • Нормативы допустимых выбросов устанавливаются на основании отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля и отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • Нормативы допустимых сбросов устанавливаются на основании отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
  • Лимиты на размещение отходов устанавливаются на основании отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду содержит:

  • Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами;
  • Расчет суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления.
Кому необходимо разрабатывать декларацию и вносить плату

Разрабатывать декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду и вносить плату обязаны все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории.

Вносить плату за размещение всех видов отходов, кроме твердых коммунальных отходов (ТКО), должны юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых эти отходы образовались.

Вносить плату за размещение твердых коммунальных отходов должны региональные операторы по обращению с ТКО или операторы по обращению с ТКО, осуществляющие их размещение.

Перечень исходных данных, необходимых для разработки декларации

Для разработки декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду заказчик должен предоставить следующие исходные данные:

  • Полные реквизиты организации;
  • Копия свидетельства о постановке на учет в качестве объекта ОНВ;
  • Копия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух и нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ по конкретным источникам и веществам (при наличии);
  • Копия разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду и нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в водный объект (при наличии);
  • Копия документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (при наличии);
  • Копия комплексного экологического разрешения (для объектов I категории);
  • Копия декларации о воздействии на окружающую среду (для объектов II категории);
  • Копия отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за прошедший календарный год (для объектов III категории);
  • Копия отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух за прошедший календарный год (для объектов III категории);
  • Копия отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за прошедший календарный год;
  • Копии всех актов либо универсальных передаточных документов на вывоз (передачу специализированным организациям) отходов за прошедший календарный год.
Когда необходимо сдавать декларацию и вносить плату

Предприятия, относящиеся к категории крупного бизнеса, вносят квартальные авансовые платежи не позднее 20 апреля, 20 июля и 20 октября текущего отчетного года. Итоговый четвертый платеж вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

Предприятия, относящиеся к категории малого и среднего бизнеса, авансовые платежи не вносят, а производят оплату 1 раз не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду представляется ежегодно не позднее 10 марта года, следующего за отчетным.

Представление декларации о плате вместе с внесением авансовых платежей (ежеквартально) не требуется.

Нормативные документы, обоснование необходимости разработки декларации и внесения платы

Основные нормативные документы, регламентирующие разработку декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и внесение платы:

  • Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 16 - 16.5;
  • Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статья 23;
  • Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду»;
  • Приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы».

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ, статья 16, п. 1: «Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории».

Куда сдавать декларацию и вносить плату

Представление декларации и внесение платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ осуществляется:

  • для предприятий, расположенных на территории г. Москвы – в Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы;
  • для предприятий, расположенных на территории Московской области – в Департамент Росприроднадзора по ЦФО.

Представление декларации и внесение платы за размещение отходов производства и потребления осуществляется:

  • для предприятий, расположенных на территории г. Москвы – в Департамент Росприроднадзора по ЦФО;
  • для предприятий, расположенных на территории Московской области – в Департамент Росприроднадзора по ЦФО.

По ряду предприятий, осуществляющих деятельность по обращению с отходами (транспортировку, размещение и пр.), полномочия в области охраны окружающей среды переданы Министерству экологии и природопользования Московской области. Данные предприятия представляют декларацию и вносят плату в Министерство.

Срок разработки декларации о плате

Срок разработки декларации о плате – 5 рабочих дней.

Стоимость разработки декларации о плате

Стоимость разработки декларации о плате – от 10 000 рублей.

Заказать услугу

Ответственность за невнесение платы и непредставление декларации о плате

Штраф за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду составляет:

  • для должностных лиц – от 3 тыс. до 6 тыс. рублей;
  • для юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. рублей.

Основание: «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ, статья 8.41

Помимо этого несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания срока внесения платы.

Основание: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статья 16.4

Штраф за непредставление или несвоевременное представление декларации о плате за НВОС составляет:

  • для должностных лиц – от 3 тыс. до 6 тыс. рублей;
  • для юридических лиц – от 20 тыс. до 80 тыс. рублей.

Основание: «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ, статья 8.5.