Расчет нормативов допустимых выбросов

Что такое нормативы допустимых выбросов

Нормативы допустимых выбросов – это нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые определяются как масса химических веществ, допустимая для выброса в атмосферный воздух стационарными источниками.

Нормативы допустимых выбросов определяются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

Нормативы допустимых выбросов устанавливаются в целях предотвращения негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду.

Кому необходимо разрабатывать нормативы допустимых выбросов

Необходимость разработки нормативов допустимых выбросов зависит от категории объекта, на котором осуществляет свою деятельность юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объектах I категории, расчет нормативов допустимых выбросов входит в состав заявки на получение комплексного экологического разрешения.

Выданное предприятию комплексное экологическое разрешение содержит утвержденные (согласованные) нормативы допустимых выбросов.

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объектах II категории, расчет нормативов допустимых выбросов включается в декларацию о воздействии на окружающую среду.

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объектах III категории, осуществляется расчет нормативов допустимых выбросов только для загрязняющих веществ 1 и 2 класса опасности.

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объектах IV категории, расчет нормативов допустимых выбросов не требуется.

Перечень исходных данных, необходимых для разработки нормативов допустимых выбросов

Для разработки нормативов допустимых выбросов заказчик должен предоставить следующие исходные данные:

  • Полные реквизиты организации;
  • Копии паспортов на фильтры очистки воздуха, газоочистные установки, пылеулавливающее оборудование (при наличии);
  • Копии паспортов очистных сооружений сточных вод (при наличии);
  • Копии паспортов паровых и водогрейных котлов, котлов-воздухонагревателей, тепловых пушек (при наличии);
  • Копии режимных карт паровых и водогрейных котлов (при наличии);
  • Документация на клеи, лакокрасочные материалы, используемые в производстве (при наличии);
  • Исходные данные для расчета: виды и расход применяемых сырья и материалов, время работы производственных участков, годовой расход топлива и т.д. – точный перечень необходимых исходных данных в каждом случае индивидуален и зависит от технологических процессов предприятия, типов используемого оборудования, наличия на предприятии топливосжигающих устройств и т.п.

Помимо вышеперечисленного для разработки нормативов допустимых выбросов требуются протоколы замеров концентраций загрязняющих веществ в выбросах предприятия.

Замеры выбросов осуществляются специализированными испытательными лабораториями, аккредитованными на проведение исследований и измерений данного типа.

Мы организуем проведение всех необходимых замеров и получение протоколов.

Срок действия нормативов допустимых выбросов

Нормативы допустимых выбросов действуют в течение срока действия документации, в состав которой они входят.

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объектах I категории, нормативы допустимых выбросов действуют в течение срока действия комплексного экологического разрешения – 7 лет.

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объектах II категории, нормативы допустимых выбросов пересматриваются при подаче очередной декларации о воздействии на окружающую среду – 1 раз в 7 лет.

Нормативные документы, обоснование необходимости разработки нормативов допустимых выбросов

Основные нормативные документы, регламентирующие разработку нормативов допустимых выбросов:

  • Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 21, 22;
  • Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», статья 12;
  • Постановление Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055 «О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух»;
  • Приказ Минприроды России от 11.08.2020 № 581 «Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух»

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ, статья 22: «Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды».

Согласование нормативов допустимых выбросов

Нормативы допустимых выбросов утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам.

Срок разработки нормативов допустимых выбросов

Срок разработки нормативов допустимых выбросов – от 5 рабочих дней.

Стоимость разработки нормативов допустимых выбросов

Стоимость разработки нормативов допустимых выбросов – от 10 000 рублей.

Заказать услугу

Ответственность за отсутствие разработанных нормативов допустимых выбросов

Предусмотрены штрафы за отсутствие или непредставление документации, в состав которой входят нормативы допустимых выбросов.

Штраф за осуществление деятельности без комплексного экологического разрешения составляет:

  • для должностных лиц – от 4 тыс. до 10 тыс. рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 50 тыс. до 100 тыс. рублей;
  • для юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. рублей.

Основание: «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ, статья 8.47.

Штраф за непредоставление или несвоевременное представление декларации о воздействии на окружающую среду составляет:

  • для должностных лиц – от 3 тыс. до 6 тыс. рублей;
  • для юридических лиц – от 20 тыс. до 80 тыс. рублей.

Основание: «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ, статья 8.5.

Также штрафы за отсутствие разработанных нормативов допустимых выбросов регламентируются статьей 8.1 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ.