Основные понятия, выдержки из законодательства

 Скачать основные документы в области охраны окружающей среды

Обращение с отходами производства и потребления

В ст. 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (№ 89-ФЗ - 1998 г.) используются следующие основные понятия:

  • Отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
  • Сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
  • Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
  • Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
  • Обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;
  • Утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
  • Обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специальных установках) в целях снижения негативного воздействия на окружающую среду;
  • Размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
  • Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
  • Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Ст. 11. Требования к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов

Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
… разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

Ст. 18. Нормирование в области обращения с отходами

1. В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

5. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Изменения к №89-ФЗ, вступившие в силу с 1 июля 2009 года

В соответствии с п. 3 и 4 ст. 18 индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства… представляют в уполномоченные органы исполнительной власти… отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в уведомительном порядке.

Также в соответствии со статьей 14 ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.98 № 89-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 г. № 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности" требуется на отходы предприятия составлять Паспорт опасного отхода.

Паспорт отхода - документ, содержащий информацию о классе опасности отхода для окружающей среды и основные физико-химические характеристики отхода.

Ст. 26. Производственный контроль в области обращения с отходами

1. Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

2. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.

Правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в РФ (Минприроды РФ 1994 г.)

1. Общие положения

1.1. Правила распространяются на предприятия, объединения, организации, учреждения, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, физических лиц, а также на иностранных юридических и физических лиц (далее именуются - природопользователи), осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, в результате которых образуются, складируются отходы производства и потребления.

1.2. Правила предназначены для регулирования отношений между исполнительными органами власти, природопользователями и специально уполномоченными государственными органами по охране окружающей среды и охватывают все виды деятельности, связанные с образованием, сбором, хранением, переработкой, транспортировкой и захоронением отходов производства и потребления.

2. Экологические требования по обращению с отходами производства и потребления

2.1. Природопользователь обязан:
… оформлять разрешение на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном.

3. Нормирование размещения отходов производства и потребления

3.1. С целью обеспечения экологических требований законодательства РФ для природопользователей устанавливаются предельные нормы на образование и размещение отходов.

4. Порядок установления лимитов размещения отходов производства и потребления

4.2. В соответствии с Постановлением Правительства РФ лимиты размещения отходов устанавливают место их размещения, предельные размеры выделяемой площади (объемов отходов) для складирования и захоронения, способы и условия размещения отходов и другие показатели, связанные с предотвращением или ограничением отрицательного влияния отходов на состояние окружающей природной среды и условия жизни населения.

4.3. Лимит размещения отходов - это объем (масса) отходов, который допускается размещать в установленный период времени.

4.5. Обеспечение согласования и утверждения лимита размещения отходов вменяется в обязанность природопользователя.

6. Экологический контроль в системе обращения с отходами

6.10. Прием от природопользователя отходов на размещение без наличия у него соответствующего разрешения запрещен.

6.12. … при размещении отходов без соответствующего разрешения территориальные органы Минприроды России вправе предъявить природопользователю исковые претензии, руководствуясь действующим законодательством.

Приказ Минприроды России от 16 февраля 2010 г. №30 "Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)"

п. 3. Субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке Отчетность в территориальные органы Ростехнадзора по месту осуществления своей хозяйственной деятельности, в результате которой образуются отходы.

п. 4. Отчетный период составляет один календарный год.

п. 5. Отчетность представляется ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным периодом.

Приказ Минприроды России от 25 февраля 2010 г. №50 "О порядке разработки и утверждения проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" 

11. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями ... и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Охрана атмосферного воздуха от выбросов загрязняющих веществ

Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" (№ 96-ФЗ - 1999 г.)

Ст. 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

  • Загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха;
  • Предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, …, других экологических нормативов.

Ст. 12. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух…

1. В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов:

  • предельно допустимые выбросы.

3. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

7. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух Разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством РФ.

Ст. 14. Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

1. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

5. При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Ст. 22. Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

1. Юридические лица (или индивидуальные предприниматели), имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

2. Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, для организаций городских и иных поселений, субъектов РФ устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Ст. 30. Обязанности юридических лиц (или индивидуальных предпринимателей), имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

1. Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны:

  • обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно-допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Нормативы допустимых сбросов в водные объекты

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 10.01.02 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.

Плата за загрязнение окружающей среды

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (№7-ФЗ - 2002 г.)

Ст. 3. Основные принципы охраны окружающей среды

Хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

  • платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

Ст. 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду


1. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.

2. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавлен Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255  "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду"

Полезная информация

    

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
Designed by SarminCorp